К вопросу о терминологии
В какой-то момент, когда я думал над текстом про музеи Шанхая, мне показалось важным не только описать, но и объяснить кое-что. Сперва я хотел приделать к статьям сноски, чтобы развернуть некоторые понятия, которые так или иначе приходится использовать (хотя, некоторые скажут, что терминов следует избегать). Но сноски – это скучно и громоздко, их, вообще редко читают (сам, если честно этим грешу).
По мере поступления нового материала, эта статья будет обновляться, а пока начнем со всякой искусствоведческой ерунды.
Возьмем, допустим, статью про музеи Шанхая.
Слово экспозиция, например, часто понимают как синоним выставки. На самом деле – это не совсем, правда. Экспозиция – это совокупность элементов (в которой выставочная часть всего лишь часть), которые, будучи систематизированными на основе некой идеи (концепции) создают особую форму коммуникации. То есть верна скорее пара экспозиция – коммуникация, нежели экспозиция выставка. Кроме самих нетленных шедевров сюда входят дидактические материалы, общая канва выставляемого и так далее. Поверьте, при создании выставки недостаточно красиво осветить предметы хаотично расставив их на полках. Собственно, так никто и не делает, во многом, поэтому в музеях бывает интересно.
Станковое (с ударением на А) – еще одно лютое слово. Предмет искусства относят к этой категории, если цель создания этого предмета заключалась в том, чтобы создать этот предмет. В общем, смысл в шедевре стоит искать в самом шедевре – станковый предмет искусства не функционален, а просто дьявольски красив. Рембрандт, например, писал картины, чтобы продавать именно картины, а не полотна для заклеивания дырок в обоях.
Соответственно, категория «монументальное искусство», подразумевает тесную связь с архитектурой или непосредственно архитектурой является. В любом случае, фрески монастыря воспринимаются в контексте монастыря.
Третья категория «декоративно-прикладное». У вас, допустим, есть расписанная красочно, тарелка. Вы кушаете из нее борщ. Кушаете и не задумываетесь о том, что красивая роспись вместе с борщом делает ее предметом, относящимся к этой категории.
Да ладно, в слове станковое лютости на порядок меньше, чем в слове Урбанистика. А она, тем временем – раздел архитектуры о городах, или просто, наука о городах.
Все-таки, путешествовать нужно зряче. Безусловно, зряче. Когда приходишь в музей не один, а под руку со знаниями (можно, правда и с девушкой, однако в этом случае, знания окажутся еще ценнее) – посещение становится в сотню раз интереснее. Это приятно и здорово, вдруг понять. Понять потому что знаешь – это делает впечатления еще более яркими (ну, а девушку под твоей рукой еще ближе).