5 недооцененных церквей Парижа
На территории французской столицы находятся десятки католических церквей, многие из которых всем известны. Туристы отлично знают про собор Нотр-Дам, куда приходят целые толпы, осмотр витражей Сен-Шапель также считается обязательным пунктом программы.
Однако в Париже есть такие храмы, которые почти не удостаиваются внимания туристов. Мы попробуем исправить эту несправедливость подробным рассказом о том культурном и историческом значении, каким обладают пять наиболее интересных церквей Парижа.
Церковь Сент-Эсташ
Из-за того, что здание церкви Сент-Эсташ находится неподалеку от Лувра и дворца Пале-Рояль, его туристы часто упускают из вида — трудно удержаться от визита в Лувр, казалось бы, разве стоит большого внимания какой-то храм.
Однако церковь Сент-Эсташ неспроста считается одним из наиболее впечатляющих зданий Парижа. Оно удалось и размерами, достигающими ста метров в длину, и обликом.
Внешний вид церкви объединяет черты сразу нескольких архитектурных стилей — тут и пламенеющая готика, и зрелое Возрождение, и начинающий расцветать классицизм. Все потому, что строили храм очень долго, работы, начавшиеся в 1532 году, в основном завершились спустя 100 лет, но доделки продолжались и в XVIII веке, в частности, церковь обрела совершенно новый фасад. Время постройки пришлось на очередную смену архитектурной моды, и поэтому, начав в привычном готическом стиле, зодчие впоследствии отказались от него, предпочтя новые формы ренессансной эпохи. Вот церковь Сент-Эсташ и стала удачным плодом новых веяний.
Внутрь здания нужно обязательно зайти, чтобы ощутить, насколько оно велико, и полюбоваться на интерьеры. Отдельно следует обратить внимание на огромный орган, самый большой во Франции.
Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
Судьбу церкви Сент-Эсташ отчасти разделяет церковь Сен-Жермен-л’Осеруа — она тоже находится в тени Лувра и ее мало кто посещает. А ведь на улице Риволи стоит здание, долгое время верно служившее придворным храмом для французских королей в те времена, когда они проживали в Лувре.
Первую церковь на этом месте выстроили еще в VII веке нашей эры, потом ее неоднократно перестраивали. Наибольшие изменения в ее облик внесли строители XII века, экспериментировавшие с набиравшим популярность готическим стилем. Отличительная черта церкви Сен-Жермен-л’Осеруа — вычурный внешний вид, получивший определение «пламенеющая готика» и богатый декор по всему фасаду. Внутри тоже есть на что посмотреть, одни только уникальные витражи чего стоят. Также интерес представляют многочисленные произведения искусства на религиозную тематику.
Дополнительным штрихом к значению этой забытой туристами церкви будет упоминание о трагической роли, которую она сыграла в истории: звуки колокола Сен-Жермен-л’Осеруа дали сигнал к началу массовой резни гугенотов, ставшей известной как Варфоломеевская ночь.
Церковь Сен-Жермен-де-Пре
Лучше всего церковь Сен-Жермен-де-Пре характеризуют слова «как феникс из пепла». Самый древний из храмов Парижа не раз грабили и сжигали, но потом он снова возрождался, как бы сильны не были разрушения.
В средние века здание было частью большого аббатства ордена бенедиктинцев и до сей поры сохранило тот вид, который ему придали около тысячи лет назад. Фактически, это островок средневековья посреди современного Парижа.
К сожалению, по причине своего древнего происхождения церковь Сен-Жермен-де-Пре смотрится не очень ярко, ведь романский стиль зодчества подразумевает суровую и незамысловатую архитектуру. Из-за этого возвышающаяся над округой колокольня выглядит неказисто. И если не знать, насколько старинна постройка, вполне можно пройти мимо нее, торопясь увидеть другие достопримечательности.
Церковь Сен-Сюльпис
Храм, посвященный святому Сульпицию, стоит неподалеку от церкви Сен-Жермен, тоже в VI районе Парижа. До недавнего времени туристы не проявляли большого интереса к этому зданию, но после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» все изменилось: церковь упоминается в этих произведениях как одно из важных мест, где происходят розыски секретов Леонардо да Винчи, и поток желающих увидеть храм резко возрос.
Строить Сен-Сюльпис начали в середине XVII века, на завершение работ потребовалось больше ста лет. За это время проектом успели поруководить несколько архитекторов, каждый из которых постарался внести в облик здания что-то свое.
Интерьеры церкви славятся множеством выразительных скульптур, однако многие посетители не столько любуются убранством храма, сколько высматривают места, «закодированные» Дэном Брауном.
Базилика Сакре-Кёр
Казалось бы, огромное здание базилики Сакре-Кёр, венчающее холм Монмартр к северу от центра Парижа, должно быть изучено вдоль и поперек: у подножья постройки вечно толчется народ — там находится одна из лучших смотровых площадок. Вот как раз поэтому многие люди, захваченные панорамами Парижа, осматривают белоснежную базилику поверхностно, не представляя ее значение в жизни города.
А ведь это своеобразный символ примирения и искупления грехов, выстроенный как расплата за кровь, пролитую во времена Парижской коммуны. Работы по строительству огромного храма начались почти сразу после завершения кровавых событий того периода, для реализации столь крупного проекта потребовало почти сорок лет. И хотя архитектурные достоинства здания многие подвергают сомнению, несомненно надо не только побывать внутри храма, но и подняться на его смотровую площадку. Подъем платный, его стоимость 5 €, а вот виды, открывающиеся с высоты базилики Сакре-Кёр, бесценны.
Да, по Парижу можно бродить днями и часами, наслаждаясь его улицами и зданиями. Но если не обладаешь достоверной информацией о достопримечательностях, есть риск пропустить разные интересные места, такие как пять недооцененных церквей Парижа.