Любителям джаза: джазовый фестиваль в Монтрё
В середине месяца июля, жаркого и яркого, на берегу женевского-женевского озера в городе-городке Монтрё (Montreux) начинается сперва вялая суета, а после полноправная, многосветлая феерия: джазовый фестиваль Montreux Jazz festival. Впрочем, он появился в Монтрё много позже довоенных, послевоенные и военных событий, позже нейтральности Швейцарии.
Сам же фестиваль, состоявшись впервые в 1967 году породил множество легенд и правд, от скромных выступлений в казино Montreux разросся до размеров двухнедельного праздника музыки, в какой-то степени подчинился фестивалю, стал, в конце концов самым главным и самым престижным джазовым фестивалем в мире. Ну, а почему бы и нет. Маленькая, красочная, сочная страна, уютная, прихваченная «открыточностью», немного рафинированная и, может быть, даже слишком спокойная Швейцария. Здесь, на берегу озера она взрывается таким всплеском энергии, словно вся она концентрировалась со всей страны весь год. И именно в Монтрё – точка прорыва, когда гладкая, благородная тишина срезается острой и остроумной, авангардной и замысловатой, простой и доступной музыкой – таким разным, как мир, джазом.
Для любого адекватного музыканта, для любого значимого коллектива выступление на фестивале – своего рода, признание заслуг в профессии. Многое сотрется, многое это – оно такое, всегда стирается. А вот, пусть хоть единственный концерт в Монтрё, как-то навечно, отпечатывается в истории.
Не говоря уже о столпах, тех музыкантах, которые вели за собой джаз в частности и во многом всю музыку, тех, чьими именами порой называют залы.
А еще я помню девочку шести лет, ее привез на фестиваль Куинси Джонс. Ей тогда было шесть, и вышла в свои шесть она в золотом платье и золотом сверкали ее волосы. А был это, широкий, высокий зал имени Игоря Стравинского, на тот момент один из двух главных залов фестиваля. И девочка села за инструмент, сперва ради импровизации со штатным пианистом группы Джонса, а после, сыграла шесть своего сочинения миниатюр. И люди встали, встали и стояли, кажется не дыша, пока она играла. А после, после аплодировали долго и густо, стоя, гулко и мощно, словно возвращая маленькой, шестилетней девочке некую часть того звука, который она только что дала им.
Но чудеса чудесами, а есть фестивальные будни (пускай это оксюморон), длинные, именитые, платные концерты и с полтора десятка бесплатных площадок, прямо на улице. Платные концерты музыканты не просто отрабатывают (как порой бывает в турах, просто потому что публика такая, бывает, и приедешь, и все сделаешь вроде, а отдачи никакой – так они «бисами» даже манкируют), проживают. Группа Чика Кореа return to forever выступала шесть часов, а после, Чик вышел на сцену и предупредил: мы сейчас отдохнем, а после, для записи кое-что «сделаем» еще раз – оставайтесь. Таким образом, пять (что и так немало) часов, стали восьмью. Все действо происходит удобно и красиво как раз вдоль самого озера, и вечерами особенно, когда сидишь на какой-нибудь летней террасе, что-то (алкогольное… ну а то!) пьешь себе, смотря, сквозь прозрачность бокала на закат (пошлятина), который, словно языком своим, алым светом, лакает воду. Тьфу, прелесть.
Но попасть туда не так просто. Вернее, конечно, нет ничего сложного в том, чтобы долететь, доехать. Но вот жилье стоит искать заранее, за несколько месяцев. Жилье стоит искать не в самом Монтрё, а в деревушках через одну-две от него, на магистральной ветке электричек, не далее, чем в сорока минутах езды. Однако, об этом мы напишем отдельно; некоторые истории оттуда, сами стали легендами, к тому же, в Швейцарии существуют некоторые неприятные нюансы с ценами на транспорт, проживание и питание (а еще на сигареты, 7 скаженные евро). И все же, все это нечто ничто, по сравнению с ощущением от рвущейся, обволакивающей музыки – музыки отовсюду, она здесь живет, на берегу женевского-женевского озера, в Монтрё.